Общественная безопасность

Действия при угрозе возникновения террористического акта

Порядок действия при угрозе возникновения террористического акта

  1. Как проводить профилактический осмотр территории и помещений.

Профилактические меры по предупреждению террористических актов с помощью взрывов, поджогов предусматривают регулярный осмотр территорий и помещений объектов с целью своевременного обнаружения посторонних взрывоопасных предметов.

Такой осмотр должны проводить как минимум два человека (по принципу – что пропустит один, может заметить другой). В то же время при досмотре нельзя скапливаться в большие группы. По возможности во время осмотра не следует пользоваться радиопереговорными устройствами, чтобы исключить случайное срабатывание радиоуправляемого ВУ. Чтобы исключить срабатывание ВУ с магнитным типом взрывателя, не стоит приближаться к подозрительному объекту с металлическими предметами. На открытой территории в обязательном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники, крытые киоски, сараи, посторонние машины, распределительные телефонные и электрощиты, водосливные трубы. Необходимо обращать внимание также на деревья, столбы и стены зданий. Перед осмотром помещения необходимо иметь его план и, приступая к осмотру, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Имея подобный план, можно заранее предположить места возможных закладок ВУ. Приступая к осмотру, необходимо также иметь комплект ключей от помещений, шкафов, ящиков столов и т.п. предметов. Перед досмотром желательно обесточить внешнее электропитание. Если это по какой-либо причине затруднительно, то при осмотре нужно стараться не включать досматриваемое оборудование. Если есть подозрение на наличие ВУ, то следует открыть окна и двери в осматриваемых помещениях для рассредоточения возможной взрывной волны. Необходимо избегать резких непродуманных движений, особенно связанных с передвижением в пространстве и открыванием дверей, полок, нажатия выключателей и т.д. В помещениях особое внимание нужно уделить осмотру таких мест, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, мусоросборники, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства. Кроме того, необходимо тщательно проверить места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, в местах, где проходят сплошные и коммуникационные линии. Подобные места необходимо держать под контролем. Вентиляционные шахты, водосточные трубы и другие подобные места можно заделать решетками, ограничивающими доступ в них. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, подвалов, щитовых и т.д. следует навесить замки и опечатать их. Что касается отдельных помещений, то наибольшую опасность представляют места постоянного скопления людей, особенно те, в которых могут оказаться случайные посетители.

Признаки, которые могут указывать на ВУ:

наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;

подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;

от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.

Причины, которые могут стать поводом для опасения:

нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;

угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.

 

  1. Действия при обнаружении подозрительного предмета, который  может оказаться взрывным устройством.

При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство, необходимо:

  1. Сообщить директору школы, охране школы.
  2. Не подходить и не прикасаться к предмету.
  3. Не пользоваться сотовым телефоном вблизи предмета.
  4. Удалить людей из зоны возможного поражения при взрыве предмета.
  5. Не включать и не выключать электроприборы вблизи предмета, во избежание возможного срабатывания взрывного устройства от электрических цепей.
  6. Все дальнейшие действия с предметом выполнят только специалисты спецслужб.

 

  1. Действия при поступлении угрозы по телефону.
  1. Не оставлять без внимания ни одного подобного звонка.
  2. Установить прочный контакт с анонимом:

представиться (назвать свое имя, отчество, должность);

заверить, что его требования будут немедленно переданы руководству учреждения.

  1. Выяснить требования анонима и получить информацию о характере угрозы:

внимательно выслушать и под диктовку записать все требования;

под предлогом плохой слышимости предложить повторить свои требования;

задать уточняющие вопросы о характере угрозы и времени ее реализации, стимулируя анонима рассказать как можно больше.

  1. Передать полученную информацию в ОДС ОКГБ по тел. _________, в ОДС ОВД по тел. _________ либо «102» или «112».
  2. Запомнить   пол (мужчина, женщина), возраст звонившего (подросток, молодой, средний, пожилой) и особенности его речи: голос: громкий (тихий), высокий (низкий); темп речи: быстрая (медленная); произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом; манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.
  3. Предполагаемое психическое состояние (возбужденное, вялое, неадекватное, спокойное, иное).
  4. Обязательно постараться отметить звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-, радиоаппаратуры, голоса и т.п.).
  5. Зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.
  6. Постараться добиться от звонящего максимального промежутка времени доведения его требований до должностных лиц или принятие руководством решения.
  7. В процессе разговора постараться сообщить о звонке руководству. Если этого не удалось сделать, то сообщить немедленно по окончании разговора.
  8. Не распространять сведения о факте разговора и его содержании, сообщить об угрозе только тому, кому об этом необходимо знать: руководитель учреждения, дежурный на вахте, заместители руководителя.

 

Рекомендации по ведению телефонного разговора при угрозе взрыва

При сообщении по телефону об угрозе взрыва или о наличии взрывного устройства не впадайте в панику. Будьте сдержанны и вежливы, не прерывайте говорящего. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге. При наличии магнитофона поднесите его к телефону, попытайтесь записать разговор. Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор. Отметьте характер звонка (городской или междугородный). После выполнения звукозаписи сразу же замените кассету (минидиск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности.

Постарайтесь сразу дать знать об угрозе своему коллеге. По возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному ОВД и дежурному по отделу КГБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист. Если имеется форма принятия сообщения об угрозе взрыва, используйте ее для записи всей полезной информации. Во время разговора по телефону запишите как можно больше информации. Если у Вас нет такой формы, запишите подробно все, что было сказано. Особенно важна информация о месте размещения взрывного устройства и времени взрыва. Если говорящий не сообщает такие сведения, постарайтесь получить их во время разговора. Обязательно зафиксируйте точное время начала и конца разговора. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

куда, кому и по какому телефону звонит этот человек?

какие конкретные требования он (она) выдвигает?

выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?

на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

как и когда с ним можно связаться или он позвонит сам?

кому Вы должны или можете сообщить об этом звонке? Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможной продолжительности разговора времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения необходимых действий. Кроме того, целесообразно задать звонящему перечисленные ниже вопросы:

когда взрывное устройство должно взорваться?

где находится взрывное устройство сейчас?

что это за взрывное устройство? Как оно выглядит?

есть ли другие взрывные устройства?

для чего заложено взрывное устройство?

каковы Ваши требования?

вы один или с вами есть еще кто-либо?

В ходе разговора постарайтесь определить следующее:

  • личность говорящего (мужчина, женщина, подросток, его возраст);
  • особенности голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, резкий, приятный, возбужденный, другие особенности);
  • наличие акцента (местный, неместный, иностранный, региональный, какой национальности);
  • темп и разборчивость речи (быстрая, медленная, неразборчивая, искаженная);
  • характер лексики: с речевыми штампами и с часто повторяющимися словами-паразитами, в том числе сленговыми и нецензурными;
  • дефекты речи (заикается, говорит «в нос», шепелявит, картавит и иные);
  • манера разговора (спокойная, сердитая, развязная, напористая, неуверенная, вкрадчивая, с издевкой, осторожная, эмоциональная, насмешливая, назидательная);
  • наличие фона, шумов (автомашины, заводское оборудование, поезда, животные, тихие голоса, самолеты, смешение звуков).

По окончании разговора не вешайте телефонную трубку, положите ее рядом.

Не сообщайте об угрозе никому, кроме тех лиц, кому об этом необходимо знать в соответствии с должностными обязанностями, чтобы не вызвать панику и исключить непрофессиональные действия по обнаружению взрывного устройства.

 

  1. Действия при обращении с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера.
  2. При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно.
  3. Целесообразно убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку. Сохраните весь материал: сам документ с текстом, вложения, конверт и упаковку.
  4. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
  5. Если документ поступил в конверте – его вскрытие производится с левой или правой стороны путем аккуратного отрезания кромки ножницами.
  6. Не расширяйте круг лиц для ознакомления с содержанием документа.
  7.      Анонимные материалы необходимо немедленно направлять в правоохранительные органы с сопроводительной запиской, в которой должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.
  8. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчеркивания. Нельзя их выглаживать, мять и сгибать.
  9. При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.
  10. Необходимо помнить, что регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

 

Что делать, обнаружив взрывное устройство или оказавшись в заложниках

Угроза, исходящая от взрывных устройств

Импровизированные взрывные устройства – это чаще всего самоделки. Данное понятие охватывает массу устройств наподобие ручных гранат, противопехотных мин или бомб, нашпигованных металлическими предметами.

Многие самодельные бомбы устроены по принципу противопехотных мин — если человек наступит на коробку, ее крышка опускается, замыкая электрическую цепь, и батарейки приводят в действие детонатор, подрывающий основной заряд.

Что же касается взрывчатого вещества, то порой это просто мешок с химическим удобрением, которое при детонации взрывается с большой силой. Мощные бомбы могут устанавливаться во многих местах — например, на обочине дороги, под дорогой в дренажной трубе, в припаркованном автомобиле. Их может транспортировать террорист-камикадзе. Иногда их даже подвешивают к ветвям деревьев, нависающим над дорогой.

Как действовать при угрозе, исходящей от взрывных устройств

Необходимо учитывать, что подозрительный предмет может быть устроен по образцу мины. Обходиться с ним следует в точности так, как с военными противопехотными минами.Никогда не пытайтесь не только передвинуть его, но и просто до него дотронуться. Помните, что взрывной механизм может приводиться в действие натянутой нитью, которая только и «ждет», чтобы ее задели. Поэтому даже не приближайтесь, чтобы разглядеть предмет поближе.

Теперь обратимся к устройствам иных типов и для начала разберемся, с какой целью и как их применяют. Приводят их в действие разными способами. Это может быть адская машина с таймером, поставленным на определенное время ‒ чтобы взрыв прогремел в момент конкретного события или просто чтобы подрывник успел отойти подальше. Бечевка, натянутая поперек дороги, может быть прикреплена к пусковому устройству бомбы. Чаще бомба соединена с электропроводом, который, бывает, тянется на сотни метров, а подрывник наблюдает за своей целью из отдаленного укрытия, чтобы запустить взрывной механизм в необходимый момент. Другой метод запуска взрывного устройства на расстоянии — подача радиосигнала. В данном случае у подрывника имеется небольшой передатчик, а в корпусе бомбы находится приемник. Устройство аналогично аппаратуре для дистанционного управления моделями самолетов или автомобилей, так что злоумышленник может легко приобрести нужный ему механизм в магазине игрушек.

Другой факт, который не лишне знать, это то, что бомбы часто закладываются парами, чтобы через какое-то время после взрыва первой из них взорвать вторую. Зачем? Дело в том, что люди ‒ особенно те, которых подрывник считает своими врагами — безусловно, соберутся на месте первого взрыва для аварийно-спасательных действий. Съедется масса машин и сотрудников силовых структур. Если они не будут достаточно осторожны, в определенный момент сработает второе взрывное устройство.

Если вы оказались поблизости от места взрыва, сдержите ваше природное желание приблизиться к нему, чтобы посмотреть или помочь спасателям.

Бомбы-ловушки

Бомба-ловушка ‒ это с виду безобидный предмет, устроенный так, чтобы убить или изувечить человека, его передвинувшего, поднявшего или произведшего какое-либо действие, для которого данный предмет в быту предназначен.

Например, взрыв может произойти при вскрывании письма или при попытке поднять с земли «потерянную» кем-то соблазнительную вещицу. Бомбы-ловушки могут разбрасываться на дорогах, возле колодцев, в домах, прикрепляться к красивым предметам, к которым человека так и тянет дотронуться. Никогда не прикасайтесь к привлекательным предметам, невинно лежащим где-либо.

Боеприпасы

Нередко боеприпасы оказываются утеряны вооруженными силами, а то и просто выброшены. Это может быть что угодно — от авиабомб и артиллерийских снарядов до ручных гранат и винтовочных патронов. Ко всем без исключения следует относиться с осторожностью. Неразорвавшиеся боеприпасы могут быть в очень неустойчивом состоянии. Взрывателю бомбы или снаряда может потребоваться всего лишь легкое прикосновение, чтобы сработать! Бывает, лежащую гранату достаточно просто поднять, чтобы ее предохранитель вывалился и граната рванула у вас в руках.

Как избежать угрозы взрыва боеприпаса

Предметы, о которых шла речь, легко узнать. Попытка сделать с ними что-либо или просто до них дотронуться — непростительное легкомыслие. Если вы наткнулись на такую вещь ‒ просто уходите. Но обязательно проинформируйте службу спасения по телефону 101 или 112.

Если вас захватили в заложники

Главной и самой трудной проблемой для заложника является страх неизвестности того, что последует. Момент захвата наиболее опасен. Захватчики нервничают, а жертва не всегда понимает, что именно происходит, так что ситуация легко может выйти из-под контроля. Поэтому вы должны держаться как можно более спокойно и собранно. Рекомендуется разговаривать с похитителями, если только разговоры не заставляют их нервничать еще больше. Важное правило, которому должен следовать каждый захваченный в заложники, ‒ это не помышлять о побеге. Ваше геройство может закончиться смертью от руки взвинченного члена группы захвата.

После захвата

Шок, вызванный захватом, ‒ главная физиологическая и психологическая проблема. Захват, если он произошел неожиданно, приводит к тяжелой моральной травме. В такой ситуации весь мир жертвы обращается в хаос и рушится: захватчики занимают позицию главенства и диктата, а заложник переживает глубокую депрессию. Для жертвы важно осознать ситуацию и принять как данность, что она должна выполнять каждое данное приказание.

Забота о здоровье

Кем бы ни были захватчики и как бы убоги ни были условия вашего пребывания в заключении, вы должны приложить целенаправленные усилия, чтобы поддерживать ваше физическое и психическое здоровье. В связи с этим важно отметить следующее.

Вы вернее сохраните физическое здоровье, если будете принимать любую предложенную вам пищу, а не отказываться от нее, какой бы неприятной или отталкивающей она ни была для вас. Также следует заниматься физическими упражнениями, даже если вы в тесной камере.

Психическое здоровье лучше всего поддерживать, придерживаясь системы ваших личностных ценностей. Заставляйте свой разум работать любым подходящим для вас способом. Для этого надо делать сознательные усилия. Некоторые заложники провели долгое время в заключении, слагая в уме музыку или стихи. Полезно фокусировать такие мысли и планы на будущем, на времени, когда вы окажетесь на свободе. Если у вас есть возможность писать или читать, это вам очень поможет, однако одних лишь размышлений достаточно, чтобы достичь многого.

Поддержание самодисциплины жизненно важно для преодоления влияния на вас вашего нового окружения и вынужденного бездействия. Установите для себя и соблюдайте твердый распорядок дня, старайтесь быть опрятным и поддерживать чистоту в месте заключения.

Отношения с захватчиками

Не все преимущества на стороне захватчиков. Важно помнить, что для них заложник ‒ ценное пропагандистское оружие и защита от возможного нападения сил безопасности. Кроме того, заложник ‒ ключ к выполнению их требований. Мертвый заложник ценности для них не представляет. Если в заложниках находится группа людей, важно избрать одного из них, чтобы он выступал от имени остальных. Таким образом удастся выступать единым фронтом и не дать захватчикам играть с заложниками, используя их друг против друга.

Может возникнуть ситуация, когда жертве и захватчикам придется иметь дело с одними и теми же проблемами. В результате между ними нарастает взаимная симпатия и единство взглядов, известные под названием «стокгольмский синдром». Это название родилось после того как заложники, шесть дней продержанные грабителями в подвале банка, окруженного силами безопасности, стали относиться к полиции как к врагам, а к захватчикам ‒ как к своим защитникам!

Переговоры

Сверхважно осознавать, что переговоры о вашем освобождении уже ведутся и заложник не должен вмешиваться в этот процесс. Прежде всего, заложник не должен позволить внушить себе (а некоторые похитители пытаются это сделать), что весь мир забыл о нем.

Освобождение

Следующий период повышенного риска начинается при приближении вашего освобождения. У ваших захватчиков может возрасти нервное напряжение. Когда день освобождения наступил, вы должны действовать с очень большой осторожностью. Если конкретно:

  • относитесь с большим вниманием к приказам, которые дают вам захватчики;
  • без промедлений исполняйте эти приказы;
  • не делайте резких или неожиданных движений;
  • будьте настороже: если что-то пойдет не так, то вам, возможно, придется спасаться бегством;
  • готовьтесь к проволочкам и разочарованиям.

Правила поведения заложника

  • Сохраняйте спокойствие. Если захват неизбежен,примите это как данность и выполняйте данные вам приказы.
  • Примите как факт, что теперь вы заложник, и учтите изменение в обстоятельствах.
  • Подробно сообщите захватчикам о медикаментах или медицинских процедурах, которые вам прописаны.
  • Принимайте пищу, которую вам дают, даже если она неудобоварима.
  • Морально настройтесь на долгое ожидание — может пройти немало месяцев, прежде чем вас освободят.
  • Займите реалистическую позицию по отношению
  • ко всему, что вам сообщают ваши захватчики.
  • Систематически занимайте ваш разум конструктивными, положительными размышлениями.
  • Составьте расписание дня, включая программу физических упражнений, и придерживайтесь его.
  • Старайтесь следить за временем, даже если у вас отобрали часы.
  • Воспользуйтесь любыми удобствами и привилегиями, которые вам предоставят захватчики.
  • Поддерживайте чистоту насколько это возможно.
  • Наладьте, если это возможно, контакт с захватчиками и постарайтесь заслужить их уважение.
  • Избегайте возможного соблазна (и связанных с этим рисков) разделить политические взгляды ваших захватчиков.

Чего нельзя делать

  • Не настраивайте ваших захватчиков против себя, вы в их власти.
  • Не позволяйте втягивать себя в разговоры о противоречивых вещах, таких как политика или религия.
  • Не позволяйте себе впадать в уныние или излишний оптимизм.
  • Не пытайтесь прибегнуть к насильственным действиям или к словесной агрессии.
  • Не пытайтесь сбежать.
  • Не дайте внушить вам, что все о вас забыли.
свернуть