Профилактика насилия в семье

Что такое насилие?

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

свернуть

Виды и признаки насилия

Виды насилия

Физическое насилие

Особенности внешнего вида, характер травм:

-   множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

-        синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли;

-        задержка физического развития (отставание в весе и росте);

-        признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Особенности поведения:

от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

от 6 месяцев до 1,5 лет: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

от 1,5 до 3 лет: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

от 3 до 6 лет: примирение со случившемся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой.подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие

Особенности внешнего вида, характер травм:

-     повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

-     расширение ануса;

-     следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

-     заболевания, передающиеся половым путем;

-     беременность;

-     повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

-     резкие изменения веса;-     вагинальные кровотечения;

-     психосоматические расстройства.

Особенности поведения:

дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства.

младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой.

подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, асоциальное и девиантное поведение.

Психологическое насилие

Особенности внешнего вида, характер травм:

-        задержка физического и умственного развития;

-        нервный тик;

-        энурез;

-        печальный вид;

-        соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).

Особенности поведения:

-        беспокойство или тревожность;

-        нарушение сна;

-        длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-        агрессивность;

-        склонность к уединению;

-        чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

-        угрозы или попытки самоубийства;

-        неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-        низкая успеваемость;

-        пониженная самооценка;

-        нарушение аппетита

свернуть

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях

Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

         Социальные проблемы семьи

  • неполная или многодетная семья;
  • семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • семьи с приемными детьми;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • незрелые родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи
  • психические заболевания (психоз, депрессия);
  • критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • умственная отсталость;
  • недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:
  • нежеланный ребенок;
  • наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • врожденные уродства;
  • нелюбимый ребенок в семье;
  • сходство с нелюбимым родственником;
  • нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • высокоодаренный или талантливый ребенок.

Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

свернуть

Наблюдение за соматическим состоянием ребенка

Наблюдение за соматическим состоянием ребенка

 Для того чтобы наблюдение за соматическим состоянием и поведением ребенка было информативным в плане распознавания возможных фактов насилия, специалист должен быть хорошо знаком с прямыми и косвенными индикаторами насилия и с симптомами ПТСР.

 В отличие от специального медицинского освидетельствования, наблюдение внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребенка необходимо производить незаметно, либо под каким-либо предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В дальнейшем, когда контакт с ребенком установлен, важно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.

 На физиологическом уровне одними из самых характерных проявлений ПТСР являются: нарушение памяти и концентрации внимания, трудности с засыпанием, бессонница, ночные кошмары.      У подростков и у детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, особенно в вечернее время или при недостатке освещения. Кроме того, у детей могут быть: энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму (например, внезапная рвота как реакция на затронутую тему насилия или показанное действие в телевизионной передаче).

Анализ сновидений

 У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.

 Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя.

свернуть

Наблюдение за поведением ребенка

 Цель: выявление перемен в поведении ребенка, в которых отражаются эмоциональные и поведенческие последствия насилия. Через контакт с самим ребенком или наблюдавшими его взрослыми собирается информация о том, имеют ли место поведенческие маркеры, представленные в таблице. Подходит для всех возрастных категорий несовершеннолетних.

Поведенческий маркер

Проявление маркера в поведении

1. Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать нервозным, боязливым. Может избегать контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.).
2. Регресс в поведении Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.
3. Сверхбдительность или повышенная возбудимость Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.
4. Стремление избегать всего, что связано с травмой Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.
5. Нарушение доверия к окружающим людям У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.
6. Наличие страхов Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и другое.
7. Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки.
8. Агрессивность по отношению к другим У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.
9. Склонность к аутодеструктивному поведению  Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя.
10. Диссоциации  Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального без­различия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.
свернуть

Наблюдение за деятельностью ребенка

Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. В связи с этим, игра может выступать и как способ распознавания травмы, и как способ ее проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В деятельности таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, со­бытиям, сюжетам.

Последствия насилия могут проявляться и в продуктах деятельности ребенка: рисунках, сказках, рассказах.

свернуть

Рассказ ребенка о факте насилия

Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести специалиста в заблуждение, сказав неправду о насильственных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит. Исследования  Н.К. Асановой подтверждают мнение о том, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, прежде чем один «ему поверит».

свернуть
Меню раздела